Минпромторг предварительно одобрил проект дорожной карты по развитию малотоннажной химии

Минпромторг РФ совместно с участниками рынка рассмотрел проект «дорожной карты» по развитию производств малотоннажной химии. Концепция и план мероприятий, разработанные специалистами Strategy Partners Group, «в целом получили одобрение».

Очередное заседание Межведомственного научно-технического совета по проблемам развития производств малотоннажной химии при Минпромторге РФ прошло 25 ноября. На предыдущих заседаниях (27 мая в Уфе и 19 сентября в Москве) была сформированы система критериев отнесения химической продукции к малотоннажной химии, основанная на количественных и качественных параметрах: размер рынка, единичная мощность, цена, тоннаж и др.

Также в этот период были отобраны 27 основных продуктовых сегментов, которые стали основой для разработки «дорожной карты»: особо технологичные полимеры, ПАВ, адгезивы и герметики, пищевые, кормовые добавки, антиоксиданты, пигменты, добавки для пластиков и каучуков, вещества для производства текстиля, химические средства защиты растений и др.

В основу концепции «дорожной карты» легли предложения более 100 предприятий химической отрасли. Как стало известно «Рупеку», при разработке проекта учитывались мнения таких крупных компаний, как «Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, «ФосАгро», «Щекиноазот», «РТ-Химкомпозит», «Башкирская содовая компания» и других производителей сырья и продукции малотоннажной химии.

В Минпромторге РФ отмечают, что проведенный анализ информации от представителей химического и нефтегазохимического комплекса страны позволил сформировать матрицу приоритезации продуктовых сегментов.

Из материалов, которыми располагает «Рупек», следует, что на сегодняшний день разработчики проекта «дорожной карты» определили границы для каждого из сегментов применительно к товарным кодам ВЭД и ОКПД, сформировали балансы производства-потребления продукции малотоннажной химии с учетом международной торговли, выявили основные ограничения для развития сегментов, описали продуктовые цепочки, критичные для развития всей отрасли.

Разработчики проекта напоминают, что российские производители малотоннажной химической продукции сталкиваются с высокой конкуренцией со стороны глобальных игроков, имеют слабые коммерческие и технические компетенции по работе на зарубежных рынках, низкий уровень информационной поддержки продаж, испытывают сложности при сертификации продукции на внешних рынках. Также разработчики выделяют отсутствие российских апробированных технологий, сложность приобретения иностранных лицензий на производство, разрозненность взаимодействия с фундаментальной наукой и ряд других ограничивающих факторов.

При этом они подчеркивают, что отсутствие целых сырьевых цепочек является ключевым барьером для отрасли малотоннажной химии. В России, в частности, нет производств глифосата, изоцианатов и полиолов, дефицит эпоксидных смол и отвердителей, окиси пропилена, акриловых полимеров и других продуктов. «Решение сырьевого вопроса потребует более детального мониторинга основных производственных цепочек с дефицитным базовым сырьем», — пишут разработчики проекта, предлагая обратить внимание на действующие химические и нефтегазохимчиские производства и создаваемые на их базе кластеры, побочные продукты нефтепереработки ВИНКов.

Отдельным блоком в «дорожной карте» прописаны возможные меры государственной поддержки для малотоннажной химии. Их актуализацию, согласно плану проекта, предполагается провести в ближайшие месяцы.

По замечанию Минпромторга РФ, на заседании 25 ноября «экспертами научного сообщества и заинтересованными химическими и нефтехимическими предприятиями были рассмотрены и в целом одобрены проекты концепции и плана мероприятий развития производств малотоннажной химии в РФ на период до 2030 года».

«Дорожная карта» по развитию малотоннажной химии в России станет, как планируют в министерстве, логичным продолжением уже проделанной работы. В начале 2015 года был утвержден План развития мероприятий по импортозамещению в химической промышленности, в 2016 году в связи с актуализацией основного стратегического документа химической отрасли вышла новая редакция плана, куда уже вошли 64 продуктовые позиции, преимущественно из числа средне- и малотоннажной химии.

Tags

Наши бренды:

top